Интеллектуальная мозаика
(оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития
мышления (приложение) должны быть соответствующими. Предлагаемые задания
могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.
1. Методика «Нелепицы».
2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор.
3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим
признаком (обобщение и классификация).
4. Задания на нахождение закономерностей.
5. Простейшие умозаключения.
6. Задания на установление логических связей.
7. Составление рассказа.
3.1 Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры путешествия, работа игровым набором «Фребеля», с палочками Кюизенера,
решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов,
рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки,
графический диктант, физ. минутки, пальчиковые упражнения, игры для
формирование межполушарного взаимодействия.
Методы и приемы
- практические (игровые);
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
1. Методика «Нелепицы»
Методика направлена на выявление особенностей познавательной
деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями
познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 - 6 лет.
Для организации обследования заранее готовится картинка:
Инструкция испытуемому
Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор
спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается
еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что
нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
- Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать,
преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое
положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к
ответу: «Понравилась ли тебе картинка?» «Что понравилось?», «Хорошо, молодец,
правильно думаешь».
- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно,
чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная
картинка?», «Что в ней смешного?»
- Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент
картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое
может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще
здесь есть что-нибудь необычное?».
Оценка выполнения задания
При оценке учитываются:
а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней,
самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно
оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано», «Путаница какая-то».
Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты
анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе
сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.
2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности,
самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в
стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично,
случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске
нужных слов.
3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не
может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать,
требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ
анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет
очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова
вытягивать.
4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может.
Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный
педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при
анализе других фрагментов
Программа занятий
Образовательная программа дополнительного образования "Интеллектуальная мозаика"
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»