Интеллектуальная мозаика

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление 
(оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития 
мышления (приложение) должны быть соответствующими. Предлагаемые задания 
могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.
1. Методика «Нелепицы».
2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор.
3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим 
признаком (обобщение и классификация).
4. Задания на нахождение закономерностей.
5. Простейшие умозаключения.
6. Задания на установление логических связей.
7. Составление рассказа.
3.1 Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры путешествия, работа игровым набором «Фребеля», с палочками Кюизенера, 
решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, 
рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, 
графический диктант, физ. минутки, пальчиковые упражнения, игры для 
формирование межполушарного взаимодействия.
Методы и приемы
  • практические (игровые);
  • моделирование;
  • воссоздание;
  • преобразование;
  • конструирование.

1. Методика «Нелепицы»
Методика направлена на выявление особенностей познавательной 
деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями 
познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 - 6 лет.
Для организации обследования заранее готовится картинка:
Инструкция испытуемому
Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор 
спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается 
еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что 
нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
- Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, 
преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое 
положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к 
ответу: «Понравилась ли тебе картинка?» «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, 
правильно думаешь».
- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, 
чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная 
картинка?», «Что в ней смешного?»
- Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент 
картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое 
может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще 
здесь есть что-нибудь необычное?».
Оценка выполнения задания
При оценке учитываются:
а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, 
самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно 
оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано», «Путаница какая-то». 
Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты 
анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе 
сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.
2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, 
самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в 
стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, 
случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске 
нужных слов.
3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не 
может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, 
требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ 
анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет 
очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова 
вытягивать.
4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. 
Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный 
педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при 
анализе других фрагментов

Программа занятий

Образовательная программа дополнительного образования "Интеллектуальная мозаика"

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie